Рецензия на пластический спектакль
«ALETHEIA: бремя свободы"
В век развития высоких технологий всё острее звучит проблема "мельчанья человечьих душ", - как выразился поэт Расул Гамзатов. Эту проблему исследует в своём спектакле "Aletheia: бремя свободы" Виктория Актова, руководитель пластического театра PILGRIMS.
Алетейя - богиня греческой мифологии, ставшая символом истины, а точнее - её раскрытия. Любопытно фонетическое совпадение этого имени с названием популярного голосового помощника - Алисы. В современных реалиях люди зачастую обращаются именно к интернету за ответами на любые свои вопросы. О глобальных последствиях подобного явления рассуждает режиссёр, параллельно обращаясь к великому русскому классику - Фёдору Михайловичу Достоевскому и его нетленной "Легенде о Великом Инквизиторе".
Первое, что видят зрители, входя в зал, - это пара чёрных туфель, стоящих в центре зала. Как выяснится позже, они принадлежат самому Великому Инквизитору, или, если точнее, Великой Инквизиторше, роль которой исполнила Ольга Лилит. Эта игра с обувью заставляет вспомнить слова духовного лидера тибетского народа Далай Ламы XIV, который говорил: "Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь". И актёры взяли и пошли.
По мнению Инквизитора, личность может подчинить себе толпу, ведь преданность людей можно купить тремя способами: чудом, тайной и авторитетом. Последнего добиться легко - стоит только наделить толпу земными благами: "Нет ничего бесспорнее хлеба," - произносит знаменитую фразу героиня Ольги Лилит.
Но определённой изюминкой постановки стало раскрытие именно психологии Великого Инквизитора, а не его философии. Вероятно, такому повороту событий зрители обязаны тому, что в "Aletheia" главный герой известного сюжета воплощен в женской версии. Но это не только не помешало общему восприятию картины, но и позволило глубже проникнуть в тему борьбы личности с обществом, своей судьбой и своей природой.
Авторское отношение к проблеме передаётся через сложную систему символов: песочные часы и лёгкое белое полотно передают и неумолимый бег времени, и зной песчаной пустыни, и искрящуюся светлую дорогу к Богу. Здесь каждый зритель сможет найти своё объяснение пластическим перипетиям, происходящим на сцене.
Пластический спектакль "Aletheia" Виктории Актовой - не просто театральный эксперимент, но суровый разговор о ценностных ориентирах, месте человека в мире и его борьбе с самим собой, обществом и временем в эпоху, когда технологии и мгновенные ответы заменяют поиск истины. Спектакль напоминает о важности поиска собственного духовного пути и ответственности за его выбор.
"Aletheia" не даёт готовых ответов, но вдохновляет на поиск своей истины, оставаясь ярким примером того, как искусство может говорить о вечном, оставаясь созвучным своему времени.»
Журналист BOX media Арсений Костюк