От переживания трагедии героя до исследования внутреннего «Я»
Постановка «Тайна Сивиллы Дорсетт» была представлена театром PILGRIMS под руководством режиссёра-хореографа Виктории Актовой в арт-кластере «OFF-театр» 9 февраля.Минимализация словесного текста, смысловой упор на жесты, определённая импровизированность сцены, большое внимание звуковым и световым эффектам, нарочитый эпатаж – всё это кричит о принадлежности «Тайны Сивиллы Дорсетт» постмодернистскому направлению, для которого достаточно типичным является обращение к теме психического нездоровья.
Собственно, режиссёр предлагает публике посмотреть на окружающий мир глазами Сивиллы Дорсетт – девушки, у которой диагностировано диссоциативное расстройство личности. Однако фокус с исследованием внутреннего мира литературного и кинематографического персонажа постепенно перемещается на исследование зрителями собственного многогранного и противоречивого «Я». Такой переход осуществляется в том числе за счёт иммерсивных элементов перфоманса, рушащих так называемую «4 стену».
Таким образом актёры буквально вторгаются в сознание зрителя, безапелляционно вызывая его на откровенный диалог с самим собой. Такое вмешательство в личное пространство хорошо, если вызовет страх; страшно, если понимание; понятно, если удивление и удивительно, если одобрение. Однако равнодушным точно не оставит.
Стоит отдельно отметить оригинальный режиссёрский ход расслоения кульминации. Спектакль обилует сценами повышенной эмоциональности, поочерёдно сменяющими друг друга, из-за чего кульминаций становится сразу несколько. Или, иначе говоря, каждый человек в зале мог сам выбрать себе кульминационный момент, наиболее сильно срезанировавший в его душе.
Этот спектакль однозначно стоит посмотреть не только потому, что это постановка высокого качества, но и потому, что порою необходимо обратиться внутрь себя и пристально разглядеть разные грани собственного внутреннего мира.
Арсений Костюк